воскресенье, 07 июля 2013
Мне нравятся проза Франсуазы Саган. Нравится ее неспешный, поэтический стиль...
Я уже не в первый раз перечитываю "Здравствуй , грусть" . Но в этот раз неосознанные ранее эмоции, возникающие после прочтения книги , оформились во что-то более определенное.
читать дальшеГлавная героиня Сесиль -совсем молоденькая девушка, эгоистичная и избалованная, легкомысленная и жестокая в силу юности и поверхностности характера. И при этом - совсем не глупая, и довольно проницательная, просто не дающая себе труда задумываться над чем -то . Но почему мои симпатии на стороне этой девченки ? Ведь куда логичней было бы воспринимать именно ее - как "злодейку " сюжета. Ее отец бросает свою глупую молодую любовницу, чтоб соединиться с женщиной, куда выше его - выше по духу и уровню сознания. Анна - умная, красивая и благородная женщина, сторонница не ханжеских, но довольно твердых моральных принципов. Она -цельный, порядочный, достойный человек. Едва ли -не самый достойный во всем произведении. Отец Сесиль и она сама - люди ограниченные, не злые по сути, но поверхостные, живущие мишурой сиюминутных удовольствий и развлечений. Реакция Сесиль - реация ребенка, лишенного этих удовольствий , ее внутренняя конфронтация с будущей мачехой и внутренний разлом - это понятно и логично. Ей не дают развлекаться летом с молодым возлюбенным, заставляют учиться и впихивают в рамки морами и порядочности, а ей совсем этого не хочеться . И в тоже время -она уважает и ценит Анну, понимает ее внутренние качества и даже где-то мечтает на нее походить. Противоречие, растущее напряжение - и девушка ступает на тропу интриг и манипуляций, целью которых- заставить отца идти по проторенному сценарию отношений, а Анну - убедиться в безуспешности ее попыток наставить любимого "на путь истинный". Играть на чувствах людей, поражаться успешности этих манипуляций, наслаждаться успехом и одновременно - пугаться и стыдиться этого -вот то,чем отныне живет Сесиль. Ее действия умны и успешны,
по-сути -она добивается желаемого, хоть и не осознает всей глубины творимого ущерба. Вернее -осознает, когда все становится слишком позно, слишком поздно,чтоб что-то исправить...Все это закручивается в тугой узел детской злости, ревности, упоения властью, страха и стыда . А потом еще - и чувства вины за разрушенные отношения и погубленную жизнь.
Так почему же я симпатизиую Сесиль? Не оправдываю ее поступки, не отменяю ее вины, но почему в этом противостоянии - до рокового эпизода с автокатастрофой -почему мне не было жаль Анну ? Почему я все никак не могу заставить себя проникнуться приязнью к этой женщине? Может, потому что все ее достойные моральные качества -такие холодные ? Потому что привычная власная сдержанность лишает ее в моих глазах проблеской душевного тепла ? Она ведь очень скупа на эмоции, даже ее моральная поддержка Сесиль в "трагедии летнего увлечения" -кажется мудрой ,но холодно -рассудочной.Анна - женщина обладающая способностью к "незримой" манипуляции, этакой "тихой" власти, с проблесками диктаторских замашек. Она тоже может быть жестока, и возможно, она этого даже не осознает. Анна -высокомерна и при всех ее высоких моральных качествах , уме и прочим и прочим - не лишена некоторой презрительной снисходительности во взгляде на Сесиль . Войдя в чужую семью, Анна сразу же начала менять существующие в семье порядки на более правильное по ее предствлению поведение. С самыми лучшими намереньями. И это было бы правильно и логично, не будь так резко, безапелляционно и бесцеремонно. Еще не выйдя замуж на Раймона, Анна считает себя в праве диктовать условия Сесиль и даже наказывать ее. По сути -происходящее в романе -не только противобоство испорченой юной красотки и высоконравственной мудрой женщины, сколько борьба за территорию и сферы влияния. Раймон здесь -по сути -фигура разменная и управляемая , как Анной так и Сесиль. Было бы все иначе, прояви Анна чуть больше понимания и тепла. Не снисходительно -высокомерного "понимания" и попыток вправить мозги -а желания наладить контакт, найти общий язык. Ведь не даром -каждый раз, когда Анна хоть сколько-нибудь проявляет эмоции -Сесиль на грани того, чтоб "сломаться" , сдать позиции и принять ее сторону.Возможно, Сесиль потому и довела свою разрушительную игру до конца, что не видела в Анне живого человека, с чувствами - любовью к Раймону, страхом перед одиночеством и желанием создать семью. Именно это и шокировало Сесиль в финале - то,что за внешним панцирем самоконтроля она вдруг увидела живого,страдающего человека.
Финал одновременно трагичен и естественнен, все вернулось на круги своя, неоднозначность причины смерти Анны позволила убаюкать совесть и лишь иногда, "на рассвете, когда я еще лежу в постели, а на улицах Парижа слышен только шум машин, моя память вдруг подводит меня: передо мной встает лето и все связанные с ним воспоминания. Анна, Анна! Тихо-тихо и долго-долго я повторяю в темноте это имя. И тогда что-то захлестывает меня, и, закрыв глаза, я окликаю это что-то по имени: «Здравствуй, грусть!»" ©
@темы:
"книги"